Хатха,    Раджа,   Буддхи

ЙОГА

Санкт-Петербург

Главная страница

О йоге

Статьи о йоге

Индийская йога

Даосская йога

Восточная медицина

Общность и различие

Смысл жизни

Биоэнергетическая структура организма

 

 

 

Общность и различие индийской и даосской традиций

 

В течение тысячелетий менялись и эволюционировали формы йогической практики, непрерывно развивались и совершенствовались методы и техники достижения одного и того же, вечного и неизменного единого состояния йоги. Основой его обретения является установление гармонии целостного состояния личности.

Единый мир каждого человека проявляется в двух, неразрывно связанных друг с другом, мирах. Это мир внутренний, включающий в себя тело, эмоции и ум индивидуума, и мир внешний, включающий его природно-экологическую, социальную и научно-технико-технологическую сферы взаимодействия. Внутренний мир непрерывно взаимодействует с внешним миром, выбирая и фильтруя из него те стороны и проявляя те ситуации, которые ему присущи. Можно говорить, что он сам создает свой мир. И точно также и внутренний мир, взаимодействуя с внешним, не остается чем-то неизменным, а постоянно адаптируется к нему. Внешние условия накладывают свои отпечатки и ограничения на реализацию предрасположенностей и потенциала индивидуального сознания. 

В зависимости от предрасположенностей человека, методы йоги ориентированы на установление и гармонизацию взаимодействия либо главным образом с внешним миром, либо – с внутренним. Восьмиступенчатый путь индийской йоги, сформированный Патанджали, направляет идущего по нему снаружи вовнутрь, начиная с физического и этического очищения, овладения анатомическими, физиологическими и ментальными процессами. Дальнейший прогресс основан на отвлечении органов чувств от внешних объектов и развитии способности фокусировки на глубинных структурах организма.

Методы даосской йоги, напротив, ведут путника от овладения движением тела, управлением энергией органов и каналов к взаимодействию с энергией стихий, элементов, «Тремя Наичистейшими» силами Земли, Неба и Космоса.

Как истинно было замечено даосскими мудрецами, качество переходит в свою противоположность, только достигая своего предела. Обе эти традиции приводят, в конечном счете,  к одному и тому же единому интегральному состоянию. Ведь «то, что внутри подобно тому, что вовне».

 Таким образом, для людей, ориентированных главным образом вовне, возник путь, ведущий через овладение внешним миром к миру внутреннему – путь, который несколько условно в дальнейшем мы будем называть путем даосской йоги. Для людей, ориентированных больше внутрь, сформировался другой путь – путь индийской йоги. Условно, поскольку обе эти традиции настолько широки, что каждая включает в себя также методы, ориентированные на противоположный тип людей. Так в индийской йоге есть школы, по стилю приближающиеся к даосским школам, в даосскихк индийским. Однако в общей сложности исторически сложилось определенное разделение методов, присущих этим традициям.

Одним из основополагающих принципов йогической духовной традиции является раскрытие и расширение своего сознания, выход за пределы ограничений, налагаемых личными представлениями о себе. Первым шагом на этом пути является обнаружение того, что внутреннее ощущение организма не исчерпываются анатомическим строением, физиологическими реакциями, разного рода мыслями. Развивается восприятие особой субстанции, заполняющей внутреннее пространство тела. Дальнейшие шаги ведут к осознанию, что границы этой субстанции выходят за пределы нашего видимого физического тела. Воспринимаемые раздельно как внутренние и внешние по отношению к человеческому организму среды, в действительности они неразрывно продолжают друг друга, являясь отражением единой энергополевой природы мира.

Чувствование и управление внутренней и внешней энергией является одним из ключевых моментов различных духовных практик. О важности понятия энергии в традициях индийской и даосской йоги, где она получила обобщенные названия прана и ци, говорит классификация 10 основных видов пран в индийской йоге и 7 основных ци в даосской йоге. В даосской йоге методы управления ци получили общее названия цигун. Это слово стало практически синонимом понятия «даосская йога».

 Энергия циркулирует в теле по различным энергетическим каналам, накапливается в органах. Управление ее движением происходит под воздействием нервных центров и сплетений. Различные структуры движения и распределения энергии в теле приводят к формированию различных состояний ума и психики и определяют взаимодействие человека с другими людьми, с окружающей средой, с миром.

В индийском и даосском направлениях йоги выделяют несколько различающиеся траектории каналов, отчасти различаются локализация центров и чакр. Тем не менее, обе традиции отражают одну и ту же реальность – био- и психоэнергетическую структуру человеческого организма. И, поэтому, не должны противоречить друг другу.  Теоретические положения индийской и даосской йоги объединяются на основе теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма, развитой в работах Р. С. Фридмана. Понимание корней их единства важно для правильной ориентации как начинающих осваивать методы йоги и цигуна, так и для опытных практиков.

 

 

 

Главная страница сайта   Йога индийская и даосская    Направления йоги    Об авторе и школе   Методы и техники    Зал и расписание     Ссылки                                                                               

Сайт разработан: И. Л. Шейнман, 2002-2016